Мы уже говорили на подобную тему, а именно о том, как отказывать ребенку, как правильно говорить малышу «нет». Сегодня мы затронем те ситуации, где нам не просто необходимо сказать «нет», а о том, где мы вполне можем предложить ребенку определенную альтернативу своему запрету. Ведь запреты для детей, как красная тряпка для быка.
Как переключить внимание ребенка с опасных предметов?
Например, если говорить о совсем маленьких детках, заинтересовавшихся ножницами, зажигалками и другими опасными для них вещами. Мы можем переключить их внимание на что-то яркое и интересное. Это достаточно просто, и большинство родителей успешно применяют этот ход.
Но ведь тоже самое можно попробовать и со старшими. Это конечно сложнее и требует определенной фантазии, но попробовать можно. Самый простой пример, ребенок прыгает и скачет «как конь», а соседи без конца трезвонят вам и требуют тишины. Их тоже можно понять…
Что делать?
Ясно, ребенку нужно выбрасывать излишек энергии. Идеально вывести его на улицу и резвиться там. Но, если по какой-то причине это сделать не удается, придумайте другое занятие для озорника. Дайте ребенку побросаться небольшими подушками, мягкими игрушками, просто бумажными шариками из комков газет или бумаги.
Другой пример, какой мальчишка (да и девчонка) не любит потоптаться в луже. Можно просто сказать «нет» и запретить приближаться к лужам. Но ребенка все равно будет тянуть туда как магнитом. Не проще ли изменить категоричное «нет» на «нет» с условием. Исследовать лужи можно только в резиновых сапогах. Проблема решена!
Очень сложно со старшими детьми, школьниками. Наш запрет они воспринимают или открыто в «штыки» или соглашаются и делают все в «втихаря». Ни то, ни другое нас не устраивает. Нужна альтернатива. Проблема №1 — постоянное сидение за компьютером. Отберете его, он пойдет к друзьям. Нужно ограничивать, это факт. Может быть, поможет договоренность между вами, дополнительное время за компьютером за определенные полезные дела.
Еще одна проблема — подростки часто поддаются влиянию своих сверстников, часто не очень хорошему влиянию. Они боятся потерять уважение коллектива. Ребенок знает, что делает что-то не так, но не может поступить иначе из-за страха потерять это самое уважение своих сверстников.
Тут мы должны терпеливо объяснять, что выбор между правильным поступком и тем, что от тебя ожидают труден. Не каждый взрослый может отказывать без чувства вины и недовольства собой. А уж ребенок и подавно!
Все зависит от вашего подхода. От усилий, терпения… А только запреты для детей ничего хорошего не дадут!