Как часто мы слышим от своих детей: «Боюсь отвечать у доски«. И, так хочется помочь им, и маленьким первоклассникам, и даже восьми и десятиклассникам. Ведь многие детки, за свою школьную жизнь, так и не смогли справиться с этим страхом.
Откуда берётся страх
Давайте разберемся, откуда эта боязнь и что делать, если ребенок боится. Или ребенок не очень хорошо знает изученное, или это психологическая проблема. Если проблема в первом, то поправить ее не так уж сложно. Но вот психологические трудности решить сложнее.
Итак, ребенок сказал свое слово — боюсь отвечать у доски! Теперь за дело, поможем своему чаду справиться с этим страхом:
Если недостаточно знаний, занимаемся с ребенком сами или нанимаем репетитора. Например, учимся писать сочинение. Но в любом случае, вы должны проверить домашние задания, особенно устные. Пусть ребенок вслух пересказывает вам заданное. Это и тренировка речи, и небольшое публичное выступление.
Если ребенка пугает сам выход к доске, а со знаниями у него все в порядке — проигрываем эту ситуацию дома. Сделайте дома импровизированную доску и ребенок будет отвечать «у доски», получать оценки. Можно поменяться ролями и ребенок будет учителем, а вы испуганным учеником, который в конце занятия заявит о том, что я не боюсь отвечать у доски! Можно спросить у ребенка-учителя, что делать, если ребенок боится отвечать. Пусть малыш подумает и скажет.
Попытайтесь снять блоки с тела. Ведь такие детки очень зажаты, и язык тела показывает, и учителю, и одноклассникам, что ребенок боится отвечать, всю неуверенность ребенка. Есть много упражнений, которые снимают эти блоки.
Вот, некоторые из них:
- «Крюки Деннисона». Это упражнение стоит выполнять перед уроком, экзаменом, публичным выступлением. Оно восстанавливает душевное равновесие, способствует адекватным действиям, помогает воспринимать новую информацию. Упражнение состоит из 2 частей:
1 часть
1. Скрестите ноги так, чтобы ступни устойчиво опирались на пол.2. Поставьте руки параллельно полу. Скрестите их так, чтобы ладони сошлись друг с другом, и сплетите пальцы рук в замок.3. Согните руки в локтях, выверните кисти внутрь и прижмите их к груди так, чтобы локти «смотрели» вниз.4. Язык прижат к твердому небу, за верхними зубами. Глаза смотрят вверх. Замираем в таком положении. Подбородок опущен, голову не задираем вверх. Дыхание спокойное.2 часть
1. Ставим ступни параллельно.2. Соединяем кончики пальцев наших рук так, чтобы соединенные большие пальцы двух рук были параллельны полу, а остальные пальцы смотрели бы вниз. Руки находятся в районе живота.3. Теперь смотрим в пол, но голову не опускаем. Язык в том же положении. Стоим и расслабляем все клеточки тела. Упражнение длится около 2 минут.- «Энергитезатор». Это упражнение повышает внимание, улучшает восприятие нового. А также снимают стресс статичной позы, ведь ученики подолгу сидят за партой.
1. Сядьте за стол. Положите ваши руки так, чтобы пальчики были направлены друг к другу и чуть вперед.2. Голова лбом на столе.3. На вдохе поднимаем лоб, голову, шею, спину, как бы толкая носом невидимый мяч.4. Опускайте голову в той же последовательности, но на выдохе.Повторите упражнение 3-4 раза. Важно, чтобы дыхание и работа тела были синхронны.Возможно, это «боюсь отвечать у доски», пройдет само по мере того, как ребенок будет взрослеть и набираться опыта. И для него ответ перед классом станет привычным делом. Если же нет, то можно будет обратиться за помощью к профессиональному психологу. Он подберет те приемы, которые помогут, если не избавиться от страха совсем, то минимизировать его проявления и подскажет, что делать, если ребенок боится отвечать.
В сети упражнения помогут ребёнку избавиться от страха и быстро адаптироваться к школе…