Какие дети становятся отличниками, а какие — двоечниками и почему?
С отличниками все понятно. Этих детей сразу видно в классе, они постоянно тянут руку, активно участвуют в общественной жизни класса и школы, участвуют в олимпиадах и различных межшкольных состязаниях. И все это им очень нравится! И дома они себя ведут приблизительно также. Рано встают, без всяких напоминаний садятся за уроки. Заправляют за собой постель, моют посуду и т.д. И все это они делают только потому, что ТАК НАДО! И все тут. Им больше и объяснять ничего не надо. Их это не напрягает и не портит настроение.
А вот попробуй заставить ребенка, который учится, так скажем, средненько заставить сесть за уроки. По десять раз просить надо! И удовольствия они никакого не видят в домашних заданиях… Почему так происходит? И как становятся двоечниками? Причин очень много, рассмотрим основные.
Причины неуспеваемости в школе:
— Застенчивость. Да, застенчивость может стать причиной плохой успеваемости в школе. У ребенка не получается построить дружеские отношения с одноклассниками и учителями. Он переживает это, зацикливается. Часто, такой ребенок, даже если и знает материал, теряется у доски, начинает ошибаться, неуверенно отвечать и оценка тоже оказывается не очень хорошей. Поэтому, очень важно прививать детям навыки общения, научить их дружить и не бояться постоять за себя.
— Дефицит родительской любви, родительского внимания, если можно так выразиться. И совсем не важно, почему родители не занимаются ребенком. Или это асоциальное поведение, или сложная работа, которая отнимает все время — все этот совершенно неважно. Дети просто страдают от дефицита общения с мамой и папой. Это их главная проблема, а занятия, школа, плохая успеваемость отодвигаются на второй, если не на последний план! И они попадают в «двоечники«. Задумайтесь над этим и постарайтесь выкраивать время на своих детей!
— Завышенные требования к ребенку. Ещё с младенчества родители замечают, что их дети в чем-то отстают от своих сверстников. Например, соседская Маша научилась читать в четыре года, а ваш малыш и в пять не хочет подходить к букварю. Это вызывает недовольство. Иногда открытое, иногда на подсознательном уровне. И часто вместо того, чтобы любить и принимать ребенка, таким как он есть, стараются добиться от него таких же результатов, часто не замечая, что их ребёнок ну не успевает за остальными детьми. Просто в силу физиологических особенностей. А нужно-то всего лишь немного подождать, дать сформироваться тем участкам мозга, которые еще не готовы к такому наплыву информации. И все это приводит к заниженной детской самооценке. А если ребёнок будет постоянно ощущать, что он не успевает, что родители постоянно сравнивают его с другими детьми, то всякое желание к чему-то стремится, у него пропадёт. Поэтому, объясните ребенку, что он должен стараться не для того, чтобы быть таким, как отличник Ваня, а для себя самого. И если у него не всё будет получаться, то это не потому, что он плохой. Плохая успеваемость в школе — не приговор. Вы должны поддержать его и дать уверенность в том, что он не один, а вместе вы со всем справитесь!
— В младших классах еще одной проблемой, может стать проблема с логопедией. Если дети не выговаривают какие-то буквы, их могут дразнить и ребенок начнет стесняться говорить вообще. Эта причина решается с помощью специалиста
— Проблема в учителе. К сожалению, есть педагоги, которые кричат на детей, ругают за каждую невыполненную мелочь. В результате у ребенка стресс, страх, нежелание учиться. Выхода два: попробовать поговорить с учителем, а если это не поможет, то сменить школу или класс. Это необходимо, чтобы в младшем возрасте не отбить охоту к учебе. Как мотивировать ребенка к учебе?
— Отсутствие склонности к обучению по данному предмету. Все мы делимся на технарей и гуманитариев. Технарям без усилий дается математика, физика, информатика и другие точные науки. А гуманитарии обожают уроки литературы, истории, биологии. Поэтому, если ваш ребенок «не дружит» с математикой и физикой, но приносит прекрасные оценки по гуманитарным предметам, не «ломайте» его. Не стоит ждать от него невозможного в силу особенностей мозга. Поговорите с учителем, объясните ситуацию. Возможно, вам и «натянут» желанную «4». Повышенные требования, постоянные наказания, особенно в младшем школьном возрасте, не могут дать положительных результатов. Ребенок просто перестанет уважать, ценить себя. Считает, что другие лучше него, а он хуже, чем другие. Найдите к ребенку особый подход, не унижайте его и не зацикливайтесь на оценках. Не давайте никому плохо отзываться о ребенке, повышайте его самооценку любыми способами, поддерживайте во всем.
Очень многое зависит от нас, родителей. Заметьте, ведь основные причины неуспеваемости, именно, психологические. Задумайтесь над этим! Очень важный этап адаптации детей к школе…